35-я гвардейская стрелковая Лозовская Краснознамённая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия.

Человек из легенды

/очерк/

 Стройные ряды строк официального документа гласят:

"Петрукович Алексей Степанович награждён орденом Славы III cтепени № 88616, двумя орденами Славы II степени № 1123 и 18203, орденом Славы I степени № 73, орденом Красного знамени № 140880,  Отечественной воины II-й степени № 52932, Красной звезды № 573140. Секретарь Президиума Верховного "Совета СССР - А.Горкин."

Значит у Петруковича четыре ордена Славы! Мы долго держали в руках орденскую книжку № 097893, где была эта запись и смотрели пристальным взглядом на Алексея Степановича, который считается, может быть, единственным человеком, у которого сразу четыре ордена славы. Каждый орден, словно отметина в военной судьбе разведчика. Алексей Петрукович  поначалу даже малость растерялся. В его понятии разведчиком мог быть только исключительно умный, ловкий, хитрый, храбрый, но себя к такой категории людей он не включал.

групповое фото разведчиков

И вот первое боевое задание: пробраться с группой разведчиков в населенный пункт Лощино, открыть перестрелку, отвлечь врага от стремительного удара наших стрелковых подразделений.

Ночь, хоть выколи глаза. Алексей Степанович не ведает, что с ним происходит, откуда эта бесстыжая робость? Неужели он испугался смерти? Петрукович хорошо понимал, что такое война. Но как то растерялся. Товарищи заметили. Больше, всех ухмылялся Фрол Лесогон, сам неказистый солдат.   

 - Ты дружище, запасные портки что ли взял бы,- съязвил он. Эта колючая фраза товарища заполнила злостью душу Алексея Степановича. Она нашла себе выход в рукопашной схватке на окраине населенного пункта.   

Разведчики наметили несколько домов, в которых должны были дождаться рассвета. В одном из них надлежало обосноваться Петруковичу и, по иронии судьбы ... Фролу Лесогону. Подкрались к крыльцу. Вдруг дверь открылась и навстречу старушка.

 - Куда же вы милые? В хате немцы, - встрепенулась старая женщина.

Лесогон тихо слегка приоткрыл дверь. На лавках, на полу спали гитлеровцы. Глаз разведчика определил количество фашистов, но решил уточнить у бабки.           

-  Бабуся, их там человек двадцать?

- Да миленький, И трое ахфицеров ответила старуха. -Черт бы их побрал...

- Вы, бабуся, быстрее уходите отсюда, а мы поработаем за черта,-улыбаясь сказал разведчик.

 Отошли за сарай.

-Подождем рассвета. Подойдут ребята и одной симфонией укокошим. Следи за ракетой,- тихо сказал Фрол Алексею.

 -Фрол, а Фрол, как долго тянутся минуты. В моей жизни такого   не бывало. Часы летели словно молния. А тут идут страшные, минуты. Почему так?. .

- Потому что ожидание всегда томительно,- изрек Фрол.

Наконец-то мелькнула зеленая ракета – условный знак.

Молниеносно Петрукович, а за ним и Лесогон вскочили на крыльцо. Распахнув дверь, Алексей бросил в избу гранату, вторую. Крики и стоны заглушили силу взрывов. Уцелевшие фрицы через окна и дверь стали выбрасываться на улицу. Разведчики косили их автоматными очередями. Из соседнего дома прибежали несколько гитлеровцев. Ими командовал полный офицер, набросивший сверх нательного белья, свой, китель. Офицер кричал неистовым голосом. Фрол, знающий, язык, фрицев потом объяснил Алексею, почему офицер драл свое горло, он приказывал схватить разведчиков живьем.

 Пошла рукопашная схватка. Петрукович свалил ударом приклада автомата одного фашиста. Но на разведчика навалились сразу двое фрицев. Один буквально повис на Алексее. Беде бы не миновать, но выручил Фрол. Одного гитлеровца он срезал с плеч товарища финкой, а со вторым Алексей покатился по земле. Вцепившись фашисту в горло, Алексей напряг все силы. Ломило пальцы от неистовой боли.  И только, когда гитлеровец начал "испускать дух", Алексей выхватил финку и прикончил врага.  

Вскочив на ноги, Петрукович увидел, что Фрол отбивается сразу от трех гитлеровцев. Алексей с яростью бросился на одного из фрицев и свалил его на землю. Лицо советского разведчика в этот миг было каким-то безумным. Два других фрица отскочили от Лесогона и начали убегать. Петрукович подхватил с земли свой автомат и прикончил убегающих гитлеровцев. В этот момент в населенный пункт с боями ворвались бойцы стрелкового подразделения, наступающие с западной окраины. Враг был смят.   

После сражений Лесогон подсел к Петруковичу.

- Ты, Алеша, за портки меня прости. Солдат ты отменный. Всегда с тобой охотно пойду в разведку.

Наши войска продвигались на запад. Многих товарищей потерял Петрукович в боях с врагом. Он стал незаурядным разведчиком. Командование оценило его способности. Вскоре старшина Петрукович стал командовать взводом разведки.

Петрукович за время войны хорошо стал кумекать немецким языком, а это очень важное обстоятельство в успешных операциях в стане врага. На чистейшем языке фашистов он мог сложить предложение. А фразы "Хенде хох!", "Ком", столь необходимые для советского разведчика он произносил без сучка и задоринки. А сколько раз фрицы после этих фраз подымали свои кровавые руки вверх!

Дороги войны не были усыпаны розами. Доставалось в схватках с врагом и Петруковичу. Было это на подступах к логову гитлеровцев - Берлину. Часть, в которой служил старшина Петрукович, с ходу форсировала реку Одер и, несмотря на сильный минометный, обстрел, закрепилась, на западном берегу. Воины в жестоких схватках с врагом, километр за километром расширяли захваченный, плацдарм. 

Разумеется, как всегда, разведчики были впереди. Вот еще один красочный фронтовой эпизод. Ранним утром они подходили к небольшому немецкому хутору. По дороге, со стороны кладбища, навстречу бежала женщина. Волосы её выбились из под платка, она тяжело дышала:

- Рашен менш, рашен!.. - твердила полячка и быстро говорила о чем-то. Фашисты видимо крепко обидели польку, которая решила помочь нашим.

-Товарищи, стойте здесь. Чуть чего сразу на помощь, - приказал старшина Петрукович и через небольшой кустарник стал пробираться к кладбищу. Близ кладбища была небольшая высотка. На макушке, высотки Петрукович увидел, что по дороге отходили по-воровски, большая группа немцев. Офицеров можно было опознать по высоким  фуражкам тульям и погонам. Петрукович идет на рискованный, но нужный в этой ситуации шаг. Мгновенно сложился план действия: "Остановить, взять, на прицел, а затем подоспеют товарищи, пока немцы будут в шоке оцепенения".

-Хальт! Хенде -хох!

Гитлеровцы остолбенели и остановились. Вперед группы вышел старший офицер. Он высокомерно посмотрел на погоны старшины Петруковича и небрежным жестом бросил свой пистолет на землю.     

Петрукович не имел права дрогнуть. Он знал, что его товарищи подойдут в считанные секунды. Старшина был уверен в своем превосходстве и сумел сковать большую, группу фашистов. Фашисткий офицер резко сказал группе и солдаты и офицеры начали бросать свое оружие Сдав оружие группа выстроилась. Старшина решительным шагом обошёл строй "почетного караула" и в это время одни фашист ударил Петруковича гранатой по голове. Силу удара смягчила кубанка на его голове. Но удар был очень сильным и старшина начинал терять сознание, ноги отказались служит храброму, воину, казалось, пришел конец и немцы раздерут, его на клочки, однако, молодцы разведчики, которые появились со всех сторон.

Сержант Александр Ладыжец подхватил своего командира. Они стояли обнявшись мгновение, затем старшина выдавил слова благодарности: "Спасибо, вовремя ребята подоспели! "    

Старшина улыбнулся, когда ему сообщили, о том, что сдались в плен 23 офицера и более полсотни солдат Гитлера. Когда о мужестве Петруковича и его разведчиков доложили командующему, он сказал:

- Молодцы разведчики. Теперь они могут привести в плен целый полк.

Долго стояла у всех на устах улыбка.   

- Как голова?,- спросил командующий у Алексея Петруковича. Кто-то ответил за него из свиты командующего:

- Товарищ командующий, его много раз "утюжили" в траншеях танки врага. Он перенес тяжелые контузии. Но бесстрашный разведчик действует...

На войне были люди, которые после одного тяжелого боя, одной жестокой схватки с врагом,  оставались седыми. А сколько ,было таких схваток Алексей Степанович Петрукович забыл счет им. - Нервы у людей разные,- говорит Петрукович.- К нервам нужно добавить еще опытность, умение ориентироваться в обстановке, выучку и сноровку. Мои разведчики стали большими мастерами по охоте за вражеским "языком".  До начала Берлинского штурма часть, в которой служил Петрукович, сосредоточилась перед Зееловскими высотами. Взводу Петруковича было приказано раздобыть языка.

- Есть взять языка!- ответил старшина.               

Он, возвращаясь со штабного блиндажа, стал рассуждать вслух: "возьму я с собой младшего сержанта Игоря Билибина, сержанта Василия Полетова и сержанта Александра Ладыжица.

Один из них был природным охотником с отличным слухом, "у него отменный слух кошачьи глаза " а второй был отличным стрелком и мастером рукопашной схватки. А за Сашей Ладыжицем, как  всегда была надежное прикрытие.

- Ну что друзья,- сказал перед выходом за языком Алексей Степанович Петрукович - Ночь темная, лучшей погоды и желать нельзя для разведки. Пошли!

Они незамеченными пробрались через ничейную полосу, тихо спрыгнули в немецкую траншею переднего края. Их шаги дошли до дозорного гитлеровца, который крикнул:

 -Кто идёт?       

-Свой!- невозмутимым голосом по-немецки ответил Игорь Билибин.

Но фашист не поверил немецкой речи и упёр автомат в живот Петруковича. Хорошо, что Василий Полетов подкрался сбоку к офицеру и резким взмахом сумел оглушить немца прикладом своего автомата и плотно заткнул ему в глотку кляп. Саша Ладыжиц синхронно скрутил руки и связал гитлеровца. Развернулись в обратный путь, и  Игорь Билибин подал условный знак опасности. По траншее кто-то шёл навстречу советским разведчикам. Фашистский офицер шёл проверять дозорные посты. Сержант Полетов притаился близ траншеи, пропустил фашиста, а за тем кошкой прыгнул ему на спину. Остальное было делом выучки.

-Молодцы, разведчики, благодарю – сказал старший командир разведчикам – Офицер оказался разговорчивым.

Когда стрелковая дивизия, в которую входила часть, где служил Петрукович А.С. вступила в предместье Берлина, старшина со своими товарищами пробирался по ночам в тыл противника. Притаившись на втором, третьих этажах полуразрушенных домов, с рассвета открывали ураганный огонь, вызывая панику во вражеском стане.

 В конце апреля, уже в районе имперской канцелярии, разведчики Петруковича захватили ещё одного офицера.

Это была очень важная птица. Фашистский офицер был последним гитлеровцем, схваченным разведчиками.

 Эпизоды, приведённые нами из боевой жизни Алексея Степановича Петруковича , малая частица его огромной ратной деятельности в разгроме врага, бесстрашных схватках с фашизмом. Вся боевая жизнь ветерана – ярче всякой легенды. За боевые подвиги Родина наградила Петруковича орденами и медалями. И среди всех наград, украшающих грудь героя – четыре ордена солдатской Славы!

На примере таких героев наше молодое поколение учится самоотверженному труду, выполнению своего воинского долга, верности идеям пролетарского интернационализма, отваге, мужеству в борьбе с врагами Отчизны.

РАСУЛ РАСУЛОВ, ЧЛЕН СП СССР,

СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ, ЧЛЕН СЖ СССР,

БЫВШИЙ КОМАНДИР ПЕШЕЙ РАЗВЕДКИ,

ИНВАЛИД ВОЙНЫ

 

Материал предоставлен музеем Аксёново-Зиловской  школы Забайкальского края